Подушки безопасности
Система пассивной безопасности (Supplemental Restraint System, или SRS) – один из способов сохранить жизнь и здоровье водителя и пассажира в случае аварии. Она представлена в виде подушки безопасности – эластичного мешка, наполняемого газом в момент лобового столкновения автомобиля. Целью является смягчение удара.
Каждый из нас имеет представление о подушке безопасности. Однако редко кто знает, что SRS – достаточно сложная система, включающая в себя, помимо «воздушного мешка», следующие элементы:
- модуль управления;
- источник питания;
- датчик направленных перегрузок;
- пиропатрон;
- водительская фронтальная подушка безопасности;
- пассажирская фронтальная подушка безопасности;
- система отключения пассажирской подушки безопасности;
- боковые подушки безопасности;
- контрольная лампа SRS;
- преднатяжители ремней безопасности.
Не всегда система безопасности автомобиля была представлена в том виде, как мы привыкли ее видеть сейчас. Более того «воздушная подушка» как неотъемлемая часть практически любого транспортного средства появилась относительно недавно.
Изначально подобное устройство стали применять в самолетостроении в 40-х годах прошлого века. В 50-х годах в США на некоторых моделях авто впервые стали устанавливать подушки безопасности. Изобретение запатентовали и стали активно рекламировать.
В США в те годы автолюбители редко использовали ремни безопасности, поэтому «воздушный мешок» позиционировали как новый способ обезопасить водителя во время езды на машине. Подушка была оснащена шариковым сенсором, который срабатывал в момент столкновения или резкого торможения.
Первые системы безопасности автомобилей были еще не так совершенны, как современные. В 70-х годах XX века встречались единичные смертельные случаи, которые случились именно из-за применения подушек безопасности. И, тем не менее, количество спасенных жизней исчислялись сотнями, поэтому к 90-м годам практически все американские и европейские производители оснащали ими выпускаемые авто.
Современная система безопасности автомобиля – это целый комплекс мер, направленных на сохранение жизни водителя и пассажиров. Сегодня подушка безопасности работает совместно с ремнями безопасности, что увеличивает эффективность от ее использования и предотвращает появление возможных травм или даже летальных исходов от резкого выброса подушки.
Система рассчитана на срабатывание при столкновении от 50 км/ч. Инерционные датчики, расположенные впереди и по бокам автомобиля, имеют маятниковую конструкцию. При ударе происходит превышение предельного значения, электрическая цепь замыкается. Датчик подает электрический импульс на пиропатрон. Кристаллы азота, которыми наполнена подушка безопасности, начинают превращаться в газ, расширяя эластичный мешок, который стремительно мчится вперед со скоростью 200 км/ч (в европейских моделях авто) или 300 км/ч (в американских).
В эту же секунду срабатывают преднатяжители ремней безопасности и надежно фиксируют пассажира в сиденье. Если в момент аварии водитель или пассажир не пристегнулся ремнями, скорее всего, он получит тяжелую травму от сработавшей подушки безопасности, так как в момент удара по инерции происходит смещение тела вперед – навстречу несущейся подушке.
В процессе эксплуатации автомобиля, а также во время профилактического осмотра или ремонта необходимо соблюдать меры предосторожности относительно системы безопасности.
Так, раз в 10 лет необходимо производить технический осмотр состояния SRS. Ремонт и обслуживание панели приборов или рулевой колонки необходимо производить с соблюдением мер безопасности: случайное повреждение электропроводки может привести к срабатыванию подушки безопасности и, как следствие, к тяжелым травмам.