Сажевый фильтр, DPF, FAP
В начала 2000-х годов в Европе были приняты новые экологические нормы под названием «Евро-4», которые коснулись правил эксплуатации транспортных средств. Была обоснована необходимость введения определенных систем, которые обеспечивали бы чистоту выхлопов. С этого времени в легковых автомобилях с дизельным двигателем были установлены определенные ограничения и, как следствие, стал применяться антисажевый фильтр, назначение которого заключается в снижении уровня выброса частиц отработанного топлива в атмосферу.
Название DPF образовано от английского словосочетания Diesel Particular Filter, что в переводе означает «дизельный специфический фильтр». Он встроен в выхлопную трубу автомобиля и предназначен для отфильтровывания твердых частиц сажи, образующихся при неполном сгорании дизельного топлива.
Данная деталь изготовлена из керамики (а точнее карбида кремния) и представляет собой матрицу с ячеистой структурой. Матрица имеет множество каналов, впускных и выпускных, которые соединяются фильтрующими стенками.
Особенностью DPF является то, что отработавший фильтр ремонту не подлежит. Срок службы составляет около 150-200 тыс. км. Причем в России качество дизельного топлива значительно уступает европейскому, что приводит к выходу из строя фильтрующего элемента раньше положенного срока. Однако существуют определенные тонкости, учитывая которые можно избежать замены детали.
Система самоочищения DPF хорошо работает только на трассе: сажа, оседающая на фильтре, полностью сжигается только тогда, когда он становится достаточно горячим. А это возникнет, если автомобиль проехал уже не один десяток километров. В условиях городской эксплуатации (плотный поток и пробки), а также при использовании некачественного топлива фильтр забивается и не очищается. Как это сказывается на транспортном средстве? Оно начинает терять мощность, а на панели приборов загорается предупреждающая лампа.
Стоимость нового фильтра достаточно высока, и его замена будет ощутима для автовладельца. Поэтому, чтобы избежать излишних затрат, необходимо осуществлять своевременную диагностику, по результатам которой время от времени будет проводиться принудительная регенерация DPF.
Вторым способом решения проблемы отработавшего фильтра будет его удаление. При этом важно помнить следующее: чтобы система управления автомобилем работала корректно и не выдавала ошибки после физического удаления DPF, нужно внести определенные изменения в двигатель на уровне программного обеспечения.
Процедура программного отключения сажевого фильтра должна выполняться только грамотными специалистами, ведь только профессионал может гарантировать отсутствие ошибок и бесперебойную работу двигателя после вмешательства.
Как определить, что вашему автомобилю необходима диагностика DPF? Симптомы неисправности сажевого фильтра могут быть следующие:
- снизилась мощность автомобиля;
- повысился расход топлива;
- выхлопная труба начала дымить;
- авто плохо заводится;
- неустойчивые обороты на холостом ходу;
- шипящие звуки при работающем двигателе;
- сигналы на панели приборов, говорящие о неисправности DPF.
Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, вам пора обратиться в сервисный центр, где специалисты проведут диагностику вашего автомобиля на предмет засорения сажевого фильтра.
Решив раз и навсегда избавиться от вышеперечисленных проблем путем удаления DPF, опасайтесь «гаражных» мастеров: некорректная работа самоучек способна нанести непоправимый урон вашему автомобилю!